Елена Жерихина. «Неграмотных девок замуж не выдавать». Женское образование и формирование особого типа личности петербурженки.

Петербурженка – уроженка Санкт-Петербурга или женщина, получившая здесь воспитание. Носительница петербургской культуры. Личность, сложившаяся под влиянием социально-исторических реалий города. Высокое, относительно средней России, самосознание петербурженки сложилось на протяжении XVIII века, когда здесь правили императрицы, и их придворные дамы приобрели невиданное дотоле социальное и общественное значение.
время и место проведения

12 марта, начало в 19:00

Отель Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo

Ул. Чайковского 17

Тип Петербурженки определился в начале XIX века. Психологически, они сильно отличались от жительниц других областей России, были более образованы и самодостаточны. Их выделяло повышенное самоуважение и характерное для Прибалтики спокойствие. Петербурженки оказались первыми женщинами в России, начавшими самостоятельную деятельность, независимую от желания их родителей, могли сами выбрать будущего супруга, сами заботились о благополучии своей семьи: значительная часть особняков и доходных домов С.-Петербурге была записана на дам.

Уже Петр I утвердил законом, что «неграмотных девок замуж не выдавать», но долго еще это оставалось лишь на бумаге. Воспитательное общество для 200 благородных и 200 мещанских девиц, основанное Екатериной II положило начало не только системе женского образования, но и формированию особого типа личности. С течением времени в районе Смольного монастыря возник учебный комплекс для женщин разного социального положения, который со временем видоизменялся в соответствии с потребностями общества, показывая современникам, что образование должно быть, прежде всего – воспитанием, культурой. Петербурженки сознавали исключительность, которую давало первым смолянкам образование в учебном заведении, находившемся под прямым руководством императриц. Правила, программы, опыт Смольного стали примером при организации других женских учебных заведений по всей России. Число подобных закрытых институтов и училищ, где часто воспитывали сирот и полу-сирот, в столице увеличилось за ХIХ век до 11 заведений.

Елена Игоревна Жерихина - специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга XIX в., а также автор многочисленных книг о Санкт-Петербурге. 

СобытиеПрошедшие
17 апреля
Ольга Глушкова обсуждает в книжном клубе Ясунари Кавабату и Японские сады
Приглашаем на обсуждение книги Ясунари Кавабата «Стон горы» и  беседу о японских садах. Ясунари Кавабата - лауреат Нобелевской премии 1968 года. Его роман «Стон горы» - это очень медленное созерцательное повествование для утонченных ценителей живописного языка японского писателя. Автор рассказывает о цикличности жизни, раскрывает мир героев в том числе и через философию садового искусства.  Другой пример литературного дарования писателя - небольшая повесть «Спящие красавицы».
15 апреля
Александр Архангельский. Утопия и антиутопия в русской культуре, от Радищева до наших дней.
Куда попрятались утопии? Лекция о том, как мы оказались в мире сбывшихся абсурдных пророчеств В этой лекции писатель и литературовед Александр Архангельский порассуждает об образах будущего в русской литературе и философии: какое будущее предсказывали обществу мыслители и писатели в разные периоды истории? Почему важными и популярными становятся то идеи о прекрасном мире, то мрачные пророчества?
4 апреля
Семен Альтов. Классика жанра. Живой звук. Живой автор.
Семен Теодорович Альтов - советский и российский писатель-сатирик, сценарист, драматург, режиссёр. Писать Семен Альтов начал в 26 лет. Известность получил благодаря произведениям, которые исполняли едва ли не все юмористы отечественной эстрады. Был автором последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему», поставленного в Московском театре миниатюр А. Райкина.
27 марта
Екатерина Бычкова. Мода и кино. 2000-е-сейчас
Несмотря на то, что связь моды и кино нового тысячелетия стала значительно слабее, чем раньше, встреча этих двух индустрий все равно рождает очень яркие образы, а современные модельеры, фотографы и художники из разных областей продолжают находить вдохновение на экранах. На заключительной лекции мы будем знакомиться с отношениями современных моды и кино на примере фильмов Уэса Андерсона, Софии Копполы, База Лурмана и многих других.
22 марта
Татьяна Пигарева. Золотой век испанского искусства. История испанской живописи в музеях Петербурга и Москвы
Искусствовед-испанист Татьяна Пигарева впервые в Петербурге с лекцией о «золотом веке» испанского искусства. Лекция посвящена открытию в Эрмитаже долгожданной выставки «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина». «Француз Эдуард Мане в 1865 году приезжает в музей Прадо и говорит, что после Веласкеса, величайшего художника современности, вообще ничего нельзя писать: всё кажется мошенничеством и притворством.